Обзор книги В. Бойко «Йога. Искусство коммуникации»
Автор: AlexAwk
Источник: https://golodanie.su/forum/showthread.php?t=24404
Сокращение: ЙИК — название книги «Йога. Искусство коммуникации»
Часть 1
В предисловии Бойко пишет:
Йога, различные аспекты которой представлены в данной работе, основана исключительно на постулатах Сутр, а не их толкований Тантрой или современными «учителями», потому и называется классической |
Ну, думаю, отлично. Сейчас Бойко зафиксирует первоисточники вместе с их переводами на русский, а далее пойдет все расскажет о йоге с цитатами оттуда. Вполне логичное ожидание, все же учились курсовые и дипломы писать. Наивный. В действительности книга — это смесь личных мнений с россыпью цитат из всего подряд (один Кастанеда чего стоит). То есть доказывать, что йога именно по Сутрам Бойко и не собирался. И вряд ли понимает, как это надо делать.
Приведу пару примеров:
Бойко предлагает два набора асан, с каждым работать через день. Эти наборы есть в Сутрах? Нет.
Всегда и везде, в любой асане кроме тех, где нагружаются именно мышцы брюшного пресса – они, эти мышцы, должны быть расслаблены! Недаром инструкторы Бихарской школы йоги (ашрам «Ганга-даршан») во время утренней практики ходят между рядами занимающихся с монотонной присказкой: «Расслабить живот… Расслабить живот…» |
Бойко советует расслаблять живот. Далее должна быть цитата из Сутр, как он обещал в предисловии. Причем здесь Бихарская школа йоги? И в других книгах по йоге я встречал совет напрягать живот. Почему я должен верить Бойко на слово?
Бихарская школа йоги — школа йоги, основанная в 1964 году Свами Сатьянанда Сарасвати.Методы, разработанные в Бихар школу йоги представляют собой синтез многих подходов к личностному развитию, основанных на традиционных ведических, тантрических и йогических учениях в сочетании с современными методами медицинской науки. Основные компоненты включают карма-йогу, хатха-йогу, раджа-йога, джняна-йога, Крия Йоги, а также другие йоги. (Википедия) |
Получается, что Бойко взял Сутры, и добавил что-то из других источников на свой авторский вкус? То есть создал авторскую школу. И затем сам себя дискредитировал:
Все (без исключения) «авторские стили» абсурдны |
В одном из своих интервью (в youtube Прямой эфир: с Андреем Владимировичем Сидерским) А. Сидерский рассказывал такой случай. Общался с каким-то авторитетным индусом и тот ему объяснил, что классическая йога — это придумал Запад, в Индии говорят о школах йоги и никакой классической йоги самой по себе не существует. Почему так? Почему нельзя отбросить все толкования и работать только с оригинальным текстом? Ответ дает герменевтика (философский метод анализа текстов): любое прочтение авторское. То есть чистой «классической» йоги не существует.
Когда-то в христианстве какие-то умники отвергли толкования св. отцов и под лозунгом «Только Писание» создали протестантизм. В итоге появились сотни направлений, которые спорят друг с другом цитатами из Библии. Кто-то даже уринотерапией увлекся из-за оригинального толкования фразы «пейте из своего колодца». Кому интересна эта тема (я не про уринотерапию, а про проблему толкования текстов), советую прочитать первую главу А. Кураева «Протестантам о православии», где отлично показана вся сложность этой проблемы и каким надо быть эрудитом хотя бы для перевода.
Вывод: у Бойко авторская школа йоги. Другие авторские школы, которые открыто говорят об оригинальности (то есть Сутры плюс интерпретация с адаптацией к современности) честнее и умнее Бойко. Конечно, есть школы, которые слишком далеко зашли с новаторством, но это другой вопрос. А просто говорить, что все (без исключения) «авторские стили» абсурдны, это, мягко говоря, неумно.
Часть 2
Давайте представим, что кто-то придумал (обнаружил) методы, приводящие сознание в некое необычное состояние (назовем его условно трансовым). В этом состоянии человек видит какие-то новые миры (выдуманные сознанием или действительно являющиеся скрытыми измерениями реальности — не важно). Скорее всего этот человек с рождения обладал этой способностью и просто подобрал приемы, которые усиливают эти способности. Его задача — заглянуть в потусторонний мир, его цель — решить вопрос о смысле земной жизни на основании знаний о потустороннем мире, те ответы, которые сейчас есть, основаны на предположениях и не могут его успокоить.
Побывав в этих трансовых состояних, человек обнаруживает, что их очень много, они многоуровневые, и часть из них не ведут к цели. Он хочет сравнить свой опыт с опытом других, поэтому эти приемы пытается распространить на нескольких человек.
Далее обнаруживается, что некоторые физические болезни являются препятствием для перехода в транс и приходится разрабатывать методы для устранения или ослабления этих болезней. В команде появляются люди, которые занимаются только болезнями без учета транса. Даже не верят в транс.
Так же обнаруживается, что после нескольких пребываний в трансе человек избавляется от некоторых болезней. В результате методом интересуются врачи, начинают его изучать, применять только для исцеления, искажать и дополнять. Со временем методы распространяются даже без упоминания трансовых состояний.
В итоге есть комплекс методов, которые можно разделить на три группы: подготовительные, только для устранения физ. отклонений; трансовые — именно те, которые решают исходную задачу; средние — решают обе проблемы. Совокупность всех этих методов называется одним словом. Пусть это будет Учение.
Так как трансовые методы явно опасны, то они распространяются только среди подготовленных людей. Подготовительные же методы начинают распространятся массово, сначала по родственникам и знакомым, далее — по всему региону, так как они эффективны. Учение становится модным. Появляются люди, которые хотят зарабатывать на Учении именно из-за его популярности. Их не интересует исходная задача, они вообще не знают о ней. Их даже не интересуют действительно исцеление от болезней. Только прибыль.
Есть еще люди, сильно болеющие тщеславием. Они обманом частично узнают о трансовых методах. Они начинают выдывать себя за истинных представителей Учения, критикуют всех и все, вносят неразбериху и раскалывают сообщество. Хуже всего, что они придумывают новые подготовительные методы, которые вредят здоровью. Еще хуже, что они придумывают лже-трансовые методы на основании тех обрывков знаний, что у них есть. Теперь комплект методов состоит из четырех групп.
Кто-то видит весь это бардак, и пытается бороться против него. Появляются фундаментальные книги, описывающие те крупицы знаний, что удалось отфильтровать из всей знаний. Часть знаний были уже потеряны, так как умерли их источники. Часть лже-знаний сумели попасть в фундаментальные книги. Множество нефундаментальных книг написаны бизнесменами или тщеславными лже-учителями.
Появляются ученые, которые пытаются часть методов сделать научными, пытаются создать научные теории. Появляются люди, которые называют Учение научным. Их не смущает тот факт, что сама наука появилась позже Учения.
Кто-то из власть имущих исцеляется благодаря подготовительным методам и решает сделать Учение официальным. Тысячи людей принимают Учение из-за боязни потерять должность или из-за желания сделать карьеру. Открываются школы по подготовке чиновников с экзаменами. Причем экзамены формальные и проверяют какие-то мелочи по сравнению с исходными задачами Учения. Лучшие ученики этих школ открывают свои школы.
И тот первый человек, который искренне хотел решить вопрос о смысле жизни, если бы дожил до этих дней, нашел бы всего с десяток последователей. Эти последователи оказались бы неприметными для окружающих, у них не было бы школ и книг, их имена никто бы не знал. Они не боролись бы с лже-последователями. Потому что это отвлекает их от задачи, которую они хотели бы решить.
И вполне возможно, что исходная задача так и не была решена. Много шума из ничего, как говорится.
Конец истории.
Часть 3
«Некоторые лекарства опаснее самих болезней» (Сенека) |
Итак, применим аналогию из предыдущего поста к йоге.
Получаем, что сейчас йога — это совокупность методов из след. групп:
— подготовительные;
— средние;
— трансовые;
— лже-методы.
Плюс задачи:
— транс;
— оздоровление;
— деньги, слава и тп.
Промывание носом водой — вполне себе подготовительный метод, сиддхасана — трансовый метод.
Сложность в том, что не так просто определить, к какой группе относится конкретный метод. Он вроде подготовительный, но незаметно с вами происходит нечто, что не входило в ваши планы. Помню, на форуме девушка рассказывала, как однажды практиковала какое-то упражнение и вдруг ее сознание стало затягивать в воронку и ей понадобились неимоверные усилия воли, чтобы это остановить.
Еще сложность, что некоторые методы меняют свою группу в зависимости от длительности выполнения или вообще от отношения к ним. То есть если пытатся сделать из упражнения медитацию, то окажется, что это средний метод, если же простое выполнение (хотя при этом необязательно умом скакать по всей планете), то подготовительное.
Подготовительные методы — это йоготерапия, при условии, что цель занятий — физ. и психическое здоровье.
Трансовые и средние методы — йога, при условии, что цель занятий — транс. Подчеркну, что трансом я называю все необычные состояния сознания, а не то, что обычно имеется в виду.
Что можно сказать о человеке, который для йоготерапии использует трансовые методы? Или он дилетант и вообще не понимает, что делает; или он рискует в надежде получить отличное здоровье и при этом не свихнуться.
Человек, использующие трансовые методы или вообще все методы с целью транса, — йог.
ЙИК пронизана рассуждениями о здоровье, как улучшается кровообращение, как снимаются спазмы, как регенерирует психика, как происходит сброс негатива из подсознания, что и является причиной многих псих. расстройств, какие упражнения показаны к каким заболеваниям и т.д. То есть задача автора — оздоровление, всякие мистические, эзотерические явления он старается отрицать. Бойко — последователь йогатерапии и при этом применяет опасные трансовые методы, в которых оздоровление — побочный эффект. Сам он этого не понимает, считает себя йогом, пишет, что йога — безопасна. В йоготерапии Бойко профессионал, в йоге — нет. Ни один профессионал не будет применять метод ради побочного эффекта, основной эффект которого опасен, слишком большие риски.
Встречаются древние йоги с Бойко:
— Как успехи?
— Да, вот пищеварение отличное и с позвоночником проблем нет, в 60 чувствую себя на 50, еще сны страшные вижу и в статике мысли разные приходят. Вот написал ЙИК.
— Это все хорошо. В йоге как успехи?
— ???
Часть 4
Ни ЙИК, ни ее автор не имеет никакого отношения к науке.
О какой науке может идти речь, если книга издана в серии «Эра Водолея»? И если на вопрос, в какой научной парадигме написана книга, Бойко отвечает, что ни в какой.
И у Бойко нет никаких научных работ, как и попыток провести массовые научные эксперименты или просто задокументировать какие-то «до» и «после». Хотя он явно симпатизирует науке, но, видимо, нет способностей. Иначе мог бы получиться отличный строгий труд, действительно приводящий в порядок все то, что творится в современной йогатерапии.
К слову, я сейчас интересуюсь пчеловодством и обнаружил отличные лекции В.Кашковского. На многие важные вопросы его ответы содержат фразы вида «Мы проводили эксперимент несколько лет, на нескольких пасеках, результаты такие-то …», «Делали анализы в лабораториях, результаты такие-то…», «Мы сначала делали так-то, но обнаружили то-то и сейчас проверяем такой-то метод…». Чувствуете уровень?
Да, йогатерапия совсем не пчеловодство, но сам подход универсален. И йогатерапия (но не йога) вполне поддается таким экспериментам.
А вот пример отличной книги по психологии: М. Чиксентмихайи «Поток: Психология оптимального переживания». Участники экспериментов проходили опросы в случайные моменты времени с помощью спец. датчиков. По сравнению с этой книгой ЙИК — набор заметок из личного дневника со стертыми датами и расставленные в случайном порядке. Бойко даже не смог структурировать текст нормально. А из-за этого во многих местах противоречит сам себе (конкретные цитаты в след. постах).
На форумах можно встретить учеников Бойко, которые считают ЙИК научной и вообще йогу наукой. Что они имеют в виду под наукой?
Если наука в узком смысле, то есть современная, то где, например, научные рецензии? Где публикации в научных издательствах? Бойко даже на порог бы не пустили с ЙИК.
И вроде бы современная наука родилась где-то в 16 веке? Почему-то йога старше.
Если под наукой имеется в виде просто подход, когда есть задача, гипотезы, постоянно проводятся эксперименты и корректировка, то тогда и опыт православия структурно подходит под такую науку. Вот пример:
«Как должно поститься?» Отец Пимен сказал: «Я предпочитаю употребляющего пищу ежедневно, но несколько не досыта. … Употреблял однажды в три дня и в четыре, и в неделю; но старцы, как сильные, испытали все это и, признав полезнейшим ежедневное употребление пищи, но не досыта, предали нам царский путь, как удобнейший» |
Отцы испытывали многие способы борьбы со страстями и опытным путем определяли, что допустимо, а что вредит. Такой же подход: задача, гипотезы, постоянно проводятся эксперименты и корректировка.
Да, книга ЙИК необязана быть научной. Захотел Бойко написать что-то непонятного жанра — его право, пусть это и неуважение к читателю. Проблема в том, что Бойко вводит читателей в заблуждение, используя околонаучную терминологию.
Часть 5
Цитата из ЙИК:
Многие известные методы психологической разгрузки и реабилитации (психоанализ, ребефинг, НЛП, гипноз, аутогенная тренировка, гештальттерапия, томалогия, деконцентрация и т. д. и т. п.) проигрывают в безопасности сбросу! Поскольку он по большей части происходит вне сознания, без повторных ассоциативных переживаний, присущих психоанализу! |
Как вам доказательство, что сброс безопаснее? Особенно для методов «и т. д. и т. п.». Уровень аргументации ниже плинтуса, как обычно.
Под сбросом Бойко имеет в виду спонтанную разгрузку подсознания. Сброс может происходить через сны.
История из ЙИК одного из учеников Бойко:
Сон я увидел, даже не знаю, как это назвать. … В городе завелась какая-то черная зверюга типа киплинговской Багиры и давит людей беспощадно. Всё бы хорошо, но через какое-то время я понимаю (во сне!) что ищет она конкретно меня! И с этого момента сон превращается в кошмар. Я забился в какую-то квартиру и сижу там день, два, три. А чертова пантера расположилась напротив подъезда и ждет. Мне есть хочется, и домашние не знают где я, а телефона нет – короче говоря, нужно что-то делать. А я даже во сне понимаю – что-то здесь не так! Обшарил квартиру, нашел наган какой-то, насквозь ржавый, непонятно, может ли вообще выстрелить. Эта же тварь ни с места, как прикипела. Ну, собрался я с духом, наган в кармане – на всякий случай. Выхожу, вокруг ни души, внутри всё дрожит. Зверь – ко мне, встал на дыбы и оперся о плечи лапами – меня аж к земле пригнуло. Из пасти дух смрадный, а у меня в душе борьба дикая: выстрелить – не выстрелить? Но понимаю даже во сне: что-то здесь не так, лучше не дергаться! Вдруг она снимает с меня лапищи, разворачивается прочь, делает три прыжка и тает в воздухе. Меня вышибло из сна, как пробку. Весь в поту, голова шальная. … Комментарий Бойко: «Поздравляю! Сначала ушла боль, теперь – связанный с ней страх. Хорошо, что ты не стал чудить во сне, а повел себя правильно. Если бы испугался – могли быть варианты…» |
Да, йога безопасна. Просто правильно поступай во сне. А если нарушишь правила — можешь умереть во сне от страха, получить инсульт, повредить рассудок. Осталось только научиться управлять собой во сне и не забыть эти самые правила, делов-то:
1. Не отождествлять себя с тем, что приходится видеть, слышать и чувствовать (переживать) в процессе. 2. Никак не реагировать, когда на экран хлынет (а в теле отзовется неприятными ощущениями) «парад уродов», его нужно созерцать в полном бесстрастии, сохраняя спокойствие и мгновенно забывая о пережитом после выхода из процесса. 3. Не пугаться – это третье и самое важное правило. |
Попробуйте сходить в кинотеатр на качественный фильм ужасов — и не испугаться.
Еще одна история из ЙИК:
Со мной случилось нечто непредвиденное. Собственно медитацией я не занимался. … А вчера все-таки посидел… Что-то вертелось, наброски, что ли, какие-то, но – не то. А вот ночью я впал в искомое состояние совершенно без всякого желания. Прямо из сна. Ощущения жутчайшие. Я и вышел-то почти сразу, да только несколько минут еще боялся – а не вернется ли оно и теперь. При бодрствовании. Чувствовал себя воистину на грани сумасшествия. Думал, что не смогу после этого в постель лечь. |
И еще одна:
Он мог улечься на пол для прослушивания Нидры в одном месте комнаты, а очнуться совершенно в другом, и как он туда попал – не имел представления. |
Бойко может гарантировать, что во время отключки с человеком ничего не случится? Что он сам себе не навредит? Например, не будет биться головой о пол или что-нибудь похуже? Хотя какие гарантии от Бойко, если он в здравом уме, зная все эти истории и, наверное, еще и более впечатляющие, заявляет, что сброс безопаснее психоанализа.
Св. И. Брянчанинов пишет:
Новоначальный никак не может вынести одного душевного делания. Душевным деланием мы вступаем в мир духов, для чего именно опытные иноки и удаляются в уединение. В мире духов первоначально встречают христианина падшие духи, как принадлежащего к сонму их душею по причине падения … Духи удобно убивают вступившего в борьбу с ними без надлежащей опытности и без надлежащего приготовления. |
Все гораздо сложнее и опаснее, чем «смотри и не пугайся, это просто сброс».
Часть 6
Йога по Бойко и православие
Бойко говорит о христианстве, но имеет в виду православие, так как постоянно упоминает РПЦ, православных св. отцов и иногда А. Кураева. При этом у Бойко нулевой духовный опыт в православии.
По сути глава ЙИК «Йога и христианство» — богоборческий текст, который не следует читать верующим.
Рассмотрим мнение Бойко о молитве.
Бойко считает, что молящийся горячо ожидает благодать и чудо, в результате нервно-эмоциональный перегрев приводит к галлюцинациям, к психическому расстройству и, как следствие, снисхождение благодати – это своеобразный церебральный разряд, аналогичный эпилептическому припадку.
Посмотрим, что о молитве говорят св. отцы:
К теплоте сердечной не стремись – она приходит без нашего искания и ожидания; в молитве должен быть наш труд, а успех уже зависит от благодати; большего не ищи и не горячись. В духовной жизни скачки неуместны, а требуется терпеливая постепенность. (сх. Иоанн) |
Когда будем ожидать духовных радостей – тогда как раз можем (чаще всего бывает) не получить их. Правильное устроение души: считать себя недостойным никаких духовных утешений. (иг. Никон) |
Приноси Богу молитвы тихие и смиренные, а не пылкие и пламенные. Огонь нечистый – слепое, вещественное разгорячение крови – воспрещено приносить пред всесвятого Бога.
Во время молитвы не ищи восторгов, не приводи в движение твоих нервов, не горячи крови. Напротив, содержи сердце в глубоком спокойствии, в которое оно приводится чувством покаяния: вещественный огонь, огонь естества падшего, отвергается Богом. Внимание при молитве приводит нервы и кровь в спокойствие, способствует сердцу погружаться в покаяние и пребывать в нем. Плоды истинной молитвы: святой мир души, соединенный с тихою, молчаливою радостию, чуждою мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений Если же кто бы то ни был, движимый, по выражению святого Иоанна Лествичника, гордостным усердием, ищет получить преждевременно сладость духовную, или сердечное молитвенное действие, или какое другое духовное дарование, приличествующее естеству обновленному, тот неминуемо впадет в прелесть, каким бы образом молитвы он ни занимался, псалмопением ли или Иисусовою молитвою. (св. И. Брянчанинов) |
То есть то, как Бойко описывает молитву, является заблуждением и запрещается св. отцами. Значит, все дальнейшие выводы Бойко не более чем глупости дилетанта.
Вот воспоминание об иеросхимонахе Мелетии (†1959):
Он был большим молитвенником, отличался крайним безмолвием, был очень немногословным. Спросят его: «Батюшка, ну как жить?» А он отвечает: «Всегда молитесь», – и все. Вокруг него царил особый благодатный мир, покой. Человек, пришедший к нему на исповедь расстроенным, умиротворялся. Множество людей приезжало к нему. Скончался в глубокой старости, ему было около 96 лет. |
Где здесь перегрев психики, невроз или что-то подобное?
А вот что пишут св. отцы о важности молитвы:
Молитва есть мать и глава всех добродетелей
Иные считающие себя за одаренных духовным рассуждением и почитаемые многими за таковых боятся этой молитвы, как какой заразы, приводя в причину «прелесть» – будто бы непременную спутницу упражнения Иисусовою молитвою,– сами удаляются от нее и других учат удаляться. Изобретатель такового учения, по мнению моему, диавол, которому ненавистно имя Господа Иисуса Христа, как сокрушающее всю его силу; он трепещет этого всесильного имени и потому оклеветал Его пред многими христианами, чтоб они отвергли оружие пламенное, страшное для их врага – спасительное для них самих. Некоторые утверждают, что от упражнения Иисусовою молитвою всегда, или почти всегда последует прелесть, и очень запрещают заниматься этой молитвою. В усвоении себе такой мысли и в таком запрещении заключается страшное богохульство, заключается достойная сожаления прелесть. (св. И. Брянчанинов) |
Бедный Бойко. В результате своей йоги пришел к богохульству, взвалив тяжкий груз на свою совесть: сколько людей прочитали ЙИК и прошли мимо православия, решив, что молитва бесполезна?
Часть 7
Бойко описывает свое состояние как результат йоги (в частности, пранаямы) так:
— 5 часов сна более чем достаточно;
— минимум еды («регулярность, качество и количество еды не имеет значение»);
— нет усталости, несмотря на тяжелый умственный или физический труд;
— «зимние холода стали неактуальными, я до сих пор не знаю, что такое нижнее белье, перчатки и шапка, а во время Евпатории круглый год купался».
Св. И. Брянчанинов описывает свою встречу с афонским монахом так:
«Посетил меня однажды Афонский иеросхимонах, бывший в России за сбором. … Я ощутил жар, из него исходивший. … Точно: я заметил в нем что-то особенное. … Он — в самодовольстве, в восторге от себя, в самообольщении, в прелести! … Оказалось, что иеросхимонах носит вериги, почти не спит, мало вкушает пищи, чувствует в теле такой жар, что зимою не нуждается в теплой одежде.»
Далее св. И. Брянчанинов выясняет, что монах молится неправильно, не знаком со св. отцами и просит этого монаха помолиться строго так, как учат отцы.
«Через несколько дней приходит он ко мне, и говорит: “Что сделал ты со мною?”»
«Через месяц он опять был у меня, и сказывал, что жар в теле его прекратился, что он нуждается в теплой одежде, и спит гораздо более».
И еще один важный фрагмент их диалога до того, как монах стал молиться правильно:
“Смотри, старец! Будешь жить в Петербурге, — никак не квартируй в верхнем этаже, квартируй непременно в нижнем”. “Отчего так?” — возразил Афонец. “Оттого, — отвечал я, — что если вздумается ангелам, внезапно восхитив тебя, перенести из Петербурга в Афон, и они понесут из верхнего этажа, да уронят, то убьешься до смерти: если же понесут из нижнего, и уронят, то только ушибешься”. “Представь себе, — отвечал Афонец, — сколько уже раз, когда я стоял на молитве, приходила мне живая мысль, что ангелы восхитят меня, и поставят на Афоне!»
Бойко как ребенок, проглотивший ядовитую конфету из-за красивой обертки. Вполне возможно, что под конец жизни в очередном полукоматозном состоянии «системный разум» (из ЙИК) предложит ему перейти в какое-нибудь особое состояние, из которого уже не будет выхода.
Из всего вышесказанного для себя я сделал вывод: йога и православие несовместимы, правильная молитва убивает состояние, к которому приводит йога. Именно по этой причине Бойко не смог понять православие и допустил столько ошибок в соотвествующей главе ЙИК.
Часть 8
Бойко приводит цитату С.Хоружия о подвижничестве в христианстве:
«Христианская аскеза — это образ жизни, специально и строго направляемой к достижению христианского совершенства, упорные и упорядоченные усилия, как внешние, так и внутренние, предполагающие воздержание, самоотречение, борьбу, отказ от страстей. Подвижничество – монашество внутреннее». |
И далее добавляет:
Йога не допускает подобной борьбы, считая ее саморазрушением. |
То есть тянет на блуд, йог блудит? Тянет оскорбить человека, йог оскорбляет? Тянет украсть, йог крадет? Тянет тщеславиться, йог тщеславится?
Как ведет себя Бойко при искушении? По мнению Бойко, бороться со страстью нельзя. Что остается, кроме удовлетворения страсти? Нельзя же нарушать технологию.
Или у Бойко нет никаких искушений? А что это за состояние, когда страсти не беспокоят? Обратимся к св. отцам. Находим там два варианта.
Первый вариант:
«окамененное нечувствие» — человек не видит, не ощущает свои страсти, но живет ими и действует по ним. Например, я считаю себя нетщеславным, но совершаю много дел именно ради их огласки, при этом думаю, что делаю это ради общественной пользы.
Второй вариант:
«Не знаю, как это бывает, что многие из гордых, не зная самих себя, думают, что они достигли бесстрастия.
Есть двенадцать бесчестных страстей; если произвольно возлюбишь одну из них, то есть гордость, то и одна сия наполнит место прочих одиннадцати.
(прп. Иоанн Лествичник)»
То есть при гордости остальные страсти могут отступать и не беспокоить.
Часть 9
Очень кратко прокомментирую основные ошибки Бойко в главе «Йога и христианство».
Поскольку произвольная трансформация человеческой сущности в бессмертную невозможна, то в этом процессе, как утверждает исихазм, главную роль играет начало Божественное. |
Человеческая сущность бессмертна изначально. Процесс трансформации в бессмертие в исихазме — это выдумки Бойко.
В подвижничестве всё зависит только от Бога и Его милости, в йоге – от человека, его предрасположенности, характера и качества владения технологией. |
Зачем столько призывов поступать по заповедям у св. отцов, если все зависит только от Бога? Бойко настолько не в теме, что даже не знает, что такое синергия в православии. А это азы.
Хоружий вынужден отметить, что аскетический образ жизни – удел избранных, а для прочих устремление к Богу подразумевает сохранение обычного бытийного статуса, то есть они принадлежат к «не до конца спасшимся», из которых, собственно, и состоит церковный организм. Это люди, которые служат Богу в меру своего разумения и сил без надежды на прижизненную благодать. |
Высокие молитвенные состояния, совершенство — да, удел немногих. Остальное ложь. Аскетичный образ жизни доступен каждому. Спасение доступно каждому. Благодать может стяжать каждый.
«Заповеди Христовы даны всем христианам, и всякий христианин обязан исполнять их; они, так сказать, дань, должная царю. И кто, отрекающийся давать дани царю, избег бы наказания? Но есть в мире великие и знатные люди, которые не только дают дани царю, но приносят ему и дары: таковые сподобляются великой чести, великих наград и достоинств. Так и Отцы: они не только сохранили заповеди, но и принесли Богу дары. Дары же сии суть девство и нестяжание. Это не заповеди, но дары; ибо нигде не сказано в Писании: не бери жены, не имей детей»
авва Дорофей
«Когда благодать коснется человека, в нем появляется ревность к богоугождению. Если он не подавит ее, то появятся дела. И эти дела он будет совершать легко, ибо собственно не он, а благодать за него будет совершать их. Эту легкость телесных деланий испытал на себе и я, но я ничего не понимал: ни сущности этих деяний, ни цели, ни причины. Не заметить изменения было невозможно, но я или приписывал это себе, или не обращал на это внимания. Теперь я вижу, что я был под особым действием благодати в миру до приезда в Оптину в первый раз» Никон Оптинский (Беляев)
йога Патанджали и обожение в исихазме базируются на разных посылках, одна традиция показывает, что следует делать для получения результата (просветления), другая диктует, что именно должно быть результатом |
Разве православие не говорит, что нужно делать для получения результата? И как можно диктовать что именно должно быть результатом, если результат — духовные состояния, которые познаются только опытным путем, а объяснение через слова — это как слепому пытаться объяснить что такое зеленый цвет.
Да и в йоге пытаются диктовать результат. Некоторые гуру разово предлагали ученикам легкие наркотики, чтобы ученики смогли понять, к каким состояниям стремиться.
Горячее же покаяние или переживание вины относится к разряду состояний тамасических, от которых йога советует избавляться в самом начале, поскольку они препятствуют установлению душевной гармонии. |
Бойко представляет покаяние как игру какого-нибудь актера в фильме с нервными рыданиями и т.п. Все не так. Плоды покаяния — тишина ума, успокоение нервов. А после искренней и правильной исповеди — как будто заново родился. Это опыт многих православных.
Христианский аскет яро отвергает социум |
Глупости. Аскет яро отвергает страсти, соблазны, приводящие к ним. А не самих людей и социум.
Вообще, Бойко хитрит. В православии берет высокие состояние отшельников, а в йоге — начальные стадии. И сравнивает.
Не тоску ли по миру и горечь его утраты аскеты трансформируют в стремление к Богу? |
Бойко даже не разобрался, что под миром понимают св. отцы.
У Бойко нет духовного опыта (духовность — это сказки, как он сказал в одном из своих интервью). Поэтому ему не с чем сравнивать почитывание Дюма и коллекционирование книг про Крым.
в святоотеческих текстах нет никаких упоминаний о релаксации |
Правильнее так: в святоотеческих текстах, которые прочитал Бойко, нет никаких упоминаний о релаксации. Если бы Бойко читал внимательно св. И. Брянчанинова, то нашел бы множество запрещений приводить в движение кровь, что означает спокойствие тела.
А вот цитата конкретно о релаксации: «Я бы очень посоветовал С. использовать хотя бы оставшийся досуг так: больше лежать (теперь можно на воздухе) и в сутки насчитывать не спеша тысячу или больше молитв Иисусовых, свести к минимуму разговоры, хождения, чтение. Левую руку держать “на груди”.
Произносить так, как мы иногда “вздохнем от сердца”, но со страхом и благоговейным, и покаянным чувством. Этот метод св. отцов
для успокоения нервов и отдыха всего человека и рождения новых состояний. Все мысли отгонять. Возникшее приятное чувство в сердце и
покой очень благотворно подействуют на всего человека и вылечивают множество болезней. Метод простой, сильно действующий, а желающих
заняться им мало. Чем угодно займутся, в бирюльки будут играть, но только не тем, чем надо. и. Никон (Воробьев)»
Как видим, представления Бойко о православии ошибочны. «Все атеисты, тем более воинствующие, абсолютно неспособны понимать Евангелие. Для них это воистину книга за семью печатями.» (иг. Никон (Воробьев)). Я думаю, что православие тревожит Бойко, поэтому он пытается убедить себя и читателей, что йога — богоудное дело, РПЦ ошибочно считает йогу ересью, христианство — это тупиковая ветвь йоги, йоги и подвижники видят один и тот же Свет, православие недоступно простому человеку, спасение невозможно и т.п.
Мнение редакции может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций
1 581